Завершился Фестиваль театров Дальнего Востока 09.10.2023

IV Фестиваль театров Дальнего Востока, проходивший в Хабаровске с 26 сентября по 5 октября, закончил свою работу. Фестиваль проходил в рамках Федеральной программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Хабаровского края.

Выступление нашего театра на фестивале состоялось 29 сентября. Спектакль «Друг мой», который на Камчатке проходит в формате малой сцены, собрал в Хабаровском краевом театре драмы полный зал. Артисты Павел Шмаков и Роман Михайлов, а также техническая группа театра успешно справились с новыми условиями большого зала. Спектакль по пьесе Константина Стешика в постановке Веры Поповой был тепло и внимательно  принят хабаровскими зрителями. Члены экспертного совета Фестиваля Анна Шавгарова,  Екатерина Тимонина и Вера Пильгун отметили высокий уровень актерского мастерства наших артистов, а также особый эффект, который производит внешне простое, но при этом глубоко осмысленное и внутренне единое режиссерское и художественное решение. 

По итогам работы Фестиваля будут опубликованы материалы театроведов и отзывы о спектаклях.

А с первыми впечатлениями критиков, которыми они поделились на обсуждении, мы хотим познакомить вас уже сейчас.

   Анна Шавгарова, театральный критик, кандидат наук, доцент Хабаровского института культуры, Член Художественного совета фестиваля театров Дальнего Востока:

 - Я знаю не только фестивальные, но и репертуарные спектакли Камчатского  театра, хорошо с ними знакома. Я видела этот спектакль на видео, где он проходит в формате малой сцены,  и для меня полностью сошлась картинка. Работа сценографа Алексея Лобанова – это командная работа с режиссером, они совместно придумали образ и задали ритм. Этот ритм задают не только беговые дорожки, но и принцип монтажа, который используется в спектакле.  В вашем случае монтаж – это не просто перестановка, а продолжение движения, и сделать именно так –  это режиссерская заслуга. Когда я советовала студентам, на какой спектакль сходить, я им рекомендовала ваш, со словами: «На этом спектакле вы узнаете, что можно сделать из простых кубиков и параллелепипедов». Простота сценографии завораживает. И конечно, отчетливо возникает образ города, и не только тогда, когда он подсвечивается, но и когда в нем продолжают жить герои, и ты отчетливо видишь то бетонную плиту, то городской ландшафт, то разные события и происшествия в городе. Павел Шмаков очень хорошо начал спектакль, сразу задал верную интонацию. И хотя он работал на большое пространство, я всё время сидела, подавшись вперед, потому что хотелось быть ближе, больше вникнуть и понять. Честно скажу, что сейчас буду плакать. Я абсолютно проецировала на  героя судьбу самого драматурга  Стешика и целого поколения, к которому относится и он, и Павел Шмаков, и Роман Михайлов. Для меня этот  спектакль сложился про одиночество. Про одиночество конкретного человека, Константина Стешика, и про экзистенциальное одиночество каждого человека.  Про то, что мы живем  в социуме, и он разный, одновременно и враждебный, и родной.   И мы все из одного спектакля о тотальном одиночестве. И ценно, что вы все это показываете  очень скромными средствами, без напора, без крика,  без «хлопотания» лицом. Мне кажется, это очень современный спектакль. Всё так и есть, как вы показали.  

Вера Пильгун, театровед, член экспертного совета Фестиваля:

 - У меня давно такого не было. Я не сразу включилась, но сейчас чувствую себя ошеломленной. Я люблю другой театр, мне нравятся фокусы и аттракционы на сцене, я готова их бесконечно разбирать. А здесь совсем другая история: камерный мерцающий спектакль,  на одной линии сделанный... Напоминает фильм «Смерть господина Лазареску», где человека забирают в скорую, но ни одна больница его не принимает и он по пути умирает. Там ничего, казалось бы, не происходит, но ты не можешь оторваться от той истории,  наблюдаешь за этой жизнью и смертью. Конечно, некорректно сравнивать кино и театр, но это получилось абсолютно грандиозно. Само ваше присутствие на сцене абсолютно органично.  Я  много присутствовала на спектакля Театра.doc, на читках, но такого понимания текста, ситуации давно не видела. Это невероятное попадание. Мне нравится, когда что-то выбивает артиста из привычной колеи, и когда у вас перестал работать микрофон и вы по-другому стали произносить текст, мне показалось, что это наоборот дает второе развитие действию. И еще такое присутствие на сцене артиста, который ничего не говорит (о Романе Михайлове)  – это высший пилотаж.  Эта  органичная игра не словами, а телом, спиной, она притягивает внимание, на вас постоянно хочется смотреть. Я даже не знаю, как все это сделано, как вы репетировали, хочется во всем этом разбираться. Этот спектакль – очень интересная загадка.

Екатерина Тимонина, театровед, член экспертного совета Фестиваля:

  - Я видела работу Павла Шмакова в Летней школе СТД на спектакле Александра Артемова. И я понимаю, что ты выдерживаешь такие длительные дистанции. Ты способен держать всю эту махину текста в голове, так же, как тогда играл на барабанах. И даже если ты споткнулся, ты продолжаешь, потому что эта  запинка не играет  никакой роли для целостного впечатления. С пьесой у меня есть другая история. Эту пьесу выбрал для читки и сам исполнял Виктор Рыжаков. Мне показалось, когда он стоял с бумажками, перед отражением, у зеркала, в ней соединяются два персонажа. А здесь работа оказалась еще сложнее. И мне показалось, что она интереснее. Потому что в этой пьесе должно быть еще какое-то третье присутствие. Есть герой, который все проговаривает, есть еще кто-то и еще кто-то. Интересен молчаливый персонаж – он постоянно включен, и притягивает внимание, но осторожно. Если бы второго персонажа не было, был бы совсем другой  спектакль. Я сначала подумала, что это же монодрама, постдрама, зачем там второй человек. Но сейчас понимаю, что так бы спектакль не сложился. Так же, как не сложился бы без деталей – без этих  ботинок на сцене,  которые намекают на присутствие другого.  И хотя спектакль был другой, чем вы привыкли, в другом пространстве, он ничего от этого не потерял и сегодня он случился.