КАМЧАТКА. НАЧАЛО РОССИИ 10.08.2023 С Камчатки и в самом деле начинается Россия. Вообще-то, наша страна с разных краев начинается, и Камчатка — один из них. Время в Москве отстает от местного на 9 часов. Соответственно, и лететь туда столько же. Созваниваться сложно, пока не привыкнешь отсчитывать эти часы и не путаться, в какую сторону считать. Камчатка — край вулканов, многие из которых действующие, и это для новоприбывшего впечатление сильное. Ты реально понимаешь, что планета Земля — живой организм! И еще это место обитания медведей. Одна десятая часть всех живущих в России медведей живет здесь. А что бы им не жить? На обед у них тут лососи, они принимают горячие ванны в вулканических источниках. В общем, медведи хорошо тут устроились.
Людям здесь, как мне показалось, живется труднее. Омега-3 тут очень дорогая, то есть, как всегда в России, сапожник без сапог, точнее, носит он их только по праздникам, потому что цены на рынке заоблачные. Климат на Камчатке — умеренно арктический. Прилетели мы в плюс 20 градусов по Цельсию, небо было голубое, океан тих и ласков, а в последний день сначала лил дождь, а к ночи он незаметно для себя перешел в густой снег. И утром город и все сопки были укрыты пушистыми шапками. Организм мой, летающий по России в разные концы и устойчивый к переменам погоды, как-то потряхивало в умеренно арктическом климате.

Кроме того, Петропавловск-Камчатский находится в сейсмоопасной зоне России, и город тоже часто «потряхивает». Поэтому все дома «подперты» контрфорсами, иногда они элегантно закамуфлированы, а иногда смотрятся как реальные подпорки. Ходить пешком по городу непросто. Тут все дороги — либо в гору, либо с горы. Но зато — Тихий океан! Но зато — сопки и вулканы вокруг. И все время вспоминаешь Чехова: «Какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега…» Ну, будем надеяться, что эти времена придут!

На этом месте мои туристические впечатления заканчиваются. Ведь мы прилетели с Олегом Лоевским не любоваться Тихим океаном, а смотреть в театре премьеры этого сезона. Последние годы Камчатским театром драмы и комедии руководил Олег Степанов. Он приглашал на постановки интересных режиссеров, прошла лаборатория Театра Наций под руководством того же Лоевского, откуда пошли в работу два эскиза (Юрий Квятковский сейчас репетирует «Леди Макбет», а спектакль Алексея Крикливого мы посмотрели). Этот сезон для театра — юбилейный, 90-й. Здание театра стоит практически на берегу Тихого океана, у подножия красивой сопки, которая как будто служит ему живописным фоном. И это самый «дальневосточный» театр в России.

«Парад премьер» длился неделю. Это были спектакли «Бог резни» Я. Резы (режиссер Виталий Дьяченко), «Гранатовый браслет» А. Куприна (режиссер Алексей Крикливый; именно он был взят в работу после лабораторного эскиза), «Друг мой» К. Стешика (режиссер Вера Попова), «Дуры мы, дуры» Д. Салимзянова (режиссер Павел Южаков), «Обыкновенное чудо» Е. Шварца (режиссер Алексей Шавлов), «Камчатские сказки» И. Васьковской (режиссер Александр Черепанов), «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского (режиссер Михаил Лебедев). Как видите, репертуар разнообразный и достойный. Режиссеры — представители разных театральных школ, с большим разбегом своих методик и способов репетировать, что важно для коллективов, находящихся вдали от театральных центров. Труппа Камчатского театра оказалась профессиональной, пластичной, готовой работать и выполнять художественные задачи разного уровня сложности. А перед нами стояла еще одна задача: наградить артистов дипломами за лучшие актерские работы.

В «Боге резни», жанр которого режиссер определил как «треш-комедия» (хотя разбор был явно не в этом ключе), квартет артистов — Юлия Николаева, Ильдар Хазипов, Светлана Дударева и Вадим Бондаренко — сыграл сначала вполне комедийную бытовую «разборку» двух родительских пар, точно обозначив их конфликтные отношения. И так хорошо была заявлена дистанция по отношению к тексту, когда они от игры «всерьез» переходили к репетиции и как бы отходили от текста ролей. В игре появились и актерская ирония, и комизм… но прием этот был брошен, и значит, не сработал в целом. А потом режиссер решил вывести эту семейную историю к притче, и все приобрело невероятную серьезность. Были показаны все возможные способы коммуникаций: пары объединялись то по семейному принципу, то по гендерному, то каждый сходил с ума поодиночке. К финалу сверху опустились палки — древнейшее оружие всех времен и народов, и все это на фоне «Герники», и юмор из действия ушел навсегда. Но зато появилась важная тема: все войны на Земле начинаются потому, что люди не могут договориться. В этом спектакле диплом за яркое, очень техничное исполнение роли Алена Рэя получил Вадим Бондаренко.

В комедии «Дуры мы, дуры» режиссер Павел Южаков придумал забавный хор, состоящий из Дедов Морозов разных возрастов, отлично выстроил несколько смешных гэгов (особенно ему удалась комедийная драка), и артисты выполнили их виртуозно. Но Южаков не смог найти общего режиссерского хода для смешного текста Салимзянова. Похоже, что комедии вообще мало кто умеет ставить. (Вот как раз режиссер Дамир Салимзянов умеет.) Здесь мы отметили дипломом Светлану Дудареву за точное и ироничное исполнение роли «одной из дур» — Ларисы. Хотя и остальные героини (Елена Зорина и Юлия Николаева) были по-своему хороши.

В спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» Михаил Лебедев попытался изъять сюжет пьесы из эпохи Островского и решить постановку как «нашего времени случай». Многие слова, не очень сегодня понятные, разъяснены в стильно оформленной программке. (Хотя в таких случаях лучше приглашать драматурга, который придал бы пьесе сегодняшнее звучание.) На пустом, чуть наклоненном подиуме (художник-постановщик Наталья Чернова) отстаивает перед бабушкой свои права вполне современная девушка Поликсена (Дарья Рвачева). За ней носится, пытаясь «догнать и покормить», невероятно шустрая Филицата (Елена Зорина). Боится своей властной мамаши вечно пьяный болтливый купец Барабошев (Вадим Бондаренко), бьется за правду наивный Платон Зыбкин (Павел Шмаков). Всей жизнью дома руководит властная хозяйка Мавра Тарасовна (Татьяна Артемьева). Словом, всем здесь есть что делать. Режиссер застроил действие физически так плотно, что артистам вздохнуть некогда, не то что вступить во взаимодействие с партнером. Вроде бы внешняя форма найдена, но слова и смыслы за этой активностью пропадают. Здесь за роль Мавры Тарасовны, очень современно сыгранной хозяйки жизни, мы отметили Татьяну Артемьеву.

Благодаря инициативе художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова и профессора Школы-студии МХАТ Виктора Рыжакова на Дальнем Востоке начала работать Программа развития искусства. В рамках этого проекта театр трижды становился обладателем гранта. В этом сезоне на деньги гранта Вера Попова поставила спектакль по пьесе К. Стешика «Друг мой». Этот очень сложный текст режиссер решила в жанре роуд-муви. В роли героя — Роман Михайлов, в роли его alter ego — Павел Шмаков. Бесконечный путь к себе режиссеры решают по-разному: иногда это многонаселенные спектакли, в которых появляются все, кто встречается на пути героя. У Поповой — это внутренний монолог героя с собой и с молчаливо слушающим другом, который тоже является частью души героя, может быть, лучшей частью. Художник Леша Лобанов выстроил на сцене то ли «каменные джунгли», по которым проходит герой в поисках сигарет, то ли кладбище, на котором и происходят похороны его души, то есть его единственного друга. Михайлов и Шмаков существуют в драматически напряженном диалоге; особенно сложно здесь Шмакову, который молчит, только иногда вступая в диалог. Это спектакль о самопознании, о тотальном одиночестве рефлексирующего человека. И это, конечно, дерзкий эксперимент, на который решится сегодня не каждый театр. А по итогам зрительского голосования, которое проходит в течение всего сезона, Павел Шмаков получил «приз зрительских симпатий» за роли, сыгранные в этом году.

«Обыкновенное чудо», спектакль, поставленный Алексеем Шавловым, получился не «про чудо» и оказался неоправданно длинным. Запутанную историю о волшебнике, который женился на обычной женщине, но никак не может перестать творить чудеса, режиссер перенес с образов самого Волшебника (Владимир Бондаренко) и его Жены (Эльвира Рагимова) на молодую пару — Принцессу (Оксана Киянова) и Медведя (Владимир Заварзин). И во многом именно их история спасла спектакль. Принцесса была очень забавная: простодушная и трогательная девочка, умирающая от любви. А Владимиру Заварзину в роли Медведя удалось сыграть и страх от того, к чему может привести его любовь, и униженность гордого молодого человека, зависящего от прихоти Волшебника. За эту роль Заварзин был отмечен дипломом.

«Гранатовый браслет» Алексей Крикливый поместил в зрительское фойе театра, в котором только длинный стол и огромные окна, которые представляют сад. Режиссер совершенно изменил общую атмосферу рассказа Куприна. Здесь княгиня Вера (Елена Сташевская) несчастна и взвинчена до предела. Ее муж Василий Шеин (Владимир Заварзин) виноват перед ней и изо всех сил пытается оправдаться. Горничная Даша (Оксана Киянова) гордо носит перед собой огромный живот и глаз не сводит с Шеина. Авторство живота понятно. Именины, на которых все неловко молчат, пытаются спасти то генерал Аносов (Аркадий Хозяйчев) своими рассказами, то брат Веры Николай (Дмитрий Андрюхин). И несчастную безответную любовь телеграфиста Желткова к Вере муж пытается представить здесь не как нелепую случайность, а как ее вину. Наверное, в жизни каждого человека бывала такая любовь, которой чаще всего стесняются. По сюжету Желтков человек жалкий, не имеющий никакого статуса, и его любовью княгине Вере Шеиной гордиться никак невозможно, поэтому упреки мужа особенно унизительны.

Но Виталий Шахматов сыграл человека, настолько переполненного своим высоким чувством, что он не кажется ни жалким, ни униженным при встрече с мужем и братом Веры. Он стоит перед ними в нелепых тапочках, отороченных мехом; сидит на столе, свесив ноги; спокойно, как о решенном деле, говорит о своем обещании умереть, возвратившись после телефонного разговора с Верой. И во всем его поведении есть какая-то торжественная тайна. Он выше оскорблений. Он готов умереть просто потому, что больше не сможет видеть Веру. Ощущение человека, посвященного в эту высокую тайну, вызывает и хозяйка квартиры, которую сыграла Зоя Янышева. Как будто бы Желтков передал ей перед смертью что-то очень важное о себе. Или как будто смерть возвысила его в ее глазах. Эти две роли — телеграфист Желтков и хозяйка квартиры — были отмечены дипломами. Алексей Крикливый, конечно же, признанный режиссер психологического театра. И здесь ему удалось создать большую амплитуду психологических состояний героев купринского рассказа, обострив каждое из них до сильного драматического накала.

Вот так живет Камчатский театр драмы и комедии. Юбилейный 90-й сезон закрыт. А жизнь продолжается.

Автор Татьяна Тихоновец

Петербургский театральный журнал