ГДЕ ДРУЗЬЯ, А ГДЕ ВРАГИ 10.10.2023
В Хабаровске проходит IV Фестиваль театров Дальнего Востока; в заочном соревновании между резкими версиями классики и современной драматургией выигрывает современность – камчатский «Друг мой», спектакль Веры Поповой по пьесе Константина Стешика...

...Особый взгляд на проверенные временем произведения – это здорово; тем не менее, лучшим спектаклем как минимум первой половины фестиваля для меня стал «Друг мой» из Театра драмы и комедии «На Камчатке», что в городе Петропавловске-Камчатском. О магической и странной – я вот её по-прежнему не догоняю – пьесе Константина Стешика я более-менее подробно рассказывал в связи с постановкой Петра Шерешевского в МХТ. По сюжету пьесы-монолога два героя, рассказчик и его друг, бродят в ночи из квартала в квартал, ведомые желанием стрельнуть сигарету (но это сначала, потом поводы не возвращаться домой становятся всё менее определёнными и более фантасмагоричными). Шерешевский, обратившись к этому тексту, стал мудрить, Вера Попова, напротив, сторонится любых специальных эффектов и всякое физическое действие сводит к минимуму;

Когда герои иногда ступают на беговые дорожки в углах сцены, это ложное движение выглядит ироничным штрихом.

Бетонный лабиринт в кровавых подтёках (художник – Алексей Лобанов), два исполнителя, Павел Шмаков и Роман Михайлов; поначалу почти не меняют положение в пространстве; и говорит до поры только один (спектакль существует в двух вариантах; солируют артисты по очереди; в Хабаровске «основным» другом был Шмаков). Мизансцены, в которых герои вступают в контакт, как молнии – и действуют так же остро; врезаются в сетчатку. И текст – проза, звучащая поэзией – задевает сильнее любого аудионойза и визуального гротеска.

Потому что в распоряжении Поповой оказался грандиозный артист Павел Шмаков;

я запомнил его после «Антарктиды» на Фестивале театров Дальнего Востока два года назад, недавно посмотрел на видео другой спектакль Олега Степанова, «Калеку с острова Инишмаан» – Павел точно лучший из всех Бедных Билли, что я видел. И вычурного Стешика Шмаков делает естественным; «Друг мой» мерцает, забавляет, тревожит; напоминает, что театр – это не зря.

Сoolconnections/Вадим Рутковский от 3.10.2023