Трамвай «Желание» переехал на нашу сцену 02.02.2022 Николай ПАЛУБНЕВ/КВ 1380/культура

Взяться за известную пьесу Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» режиссер-постановщик Олег Степанов посчитал непреложным долгом перед истинными поклонниками театра. И вот с 8 октября 2021 года в репертуаре появилась откровенная, срывающая все маски меняющегося мира пьеса. Сюжет, старинный в постижении, всем, по сути знаком: Бланш Дюбуа, элегантная стареющая дама, промотавшая наследство, приезжает в другой город, к сестре, муж которой, Стэнли, – как раз хам и мужлан, возненавидевший Бланш почти сразу. Впоследствии он безжалостно ославит ее в глазах местных обывателей и жениха, изнасилует и отправит в психушку.
Идейное наполнение этой пьесы может трактоваться двояко: одни театроведы считали, что Бланш инфантильна, эгоистична, безответственна и сексуально не воздержанна — как кокотка из прошлого, содержанка, жалкое существо. Другие — наоборот, полагали, что именно она осуществляет свободу воли и своей интеллигентностью, начитанностью и интеллектом ставит заслон грядущему хаму, среднему человеку, тусклым обывателям, живущим изо дня в день, без затей.
В пьесе действительно сталкиваются два мира: равнинный, плоский, унылый, физиологичный – и возвышенный, утонченный, мечтательный. Другой вопрос, что эта «возвышенность» граничит с болезненностью, бессмысленным парением в облаках, отсутствием мужества и высокомерием (в чём как раз обвиняет Бланш Стэнли), вплоть до снобизма. И он, пусть и омерзительный, в чём-то прав: Бланш действительно скрывает за своими утонченными повадками своего рода распущенность, причём не только сексуальную, непрактичность, граничащую с бытовым идиотизмом и какое-то нафталинное кокетство. Другой вопрос, что за эти мелкие прегрешения он практически уничтожит ее, поведет себя как классовый враг, пролетарий при виде хорошо одетой дамочки, обнаруживая свои дикие комплексы животного в обличье человека.
Тайна, которую вложил драматург в эту пьесу, оставляя на наше усмотрение её трактовку, сыграна артистами на пределе возможностей. И это для нас остается непостижимой загадкой, будто ты столкнулся с чудом наяву – словно действие граничит с явлениями запредельного характера, с мистикой. Интуитивно Бланш, кокетничая с мужчинами, делает это ещё и иронически, подражая водевильным соблазнительницам XIX века. Тем поразительнее переход к трагедии и безумию, где в актерской игре важно ни разу не оступиться.
Шедевром признаётся спектакль только тогда, когда люди видят в нем историю о себе. Их может затронуть история о чем-то редком и небывалом — о чудовищах, об отклонениях, о сумасшествии — но возвращаться раз за разом они будут лишь к той истории, которая открывает им путь к пониманию себя и своей души, к пониманию мира, в котором они живут, и людей, которые их окружают.
«Трамвай “Желание”»— история о всех нас. Вся экзотичность места и времени, всё сгущение обстоятельств «чужих жизней» — лишь способ создателей повысить громкость музыки нашей жизни, обычно тихо отыгрываемой год за годом нашего существования — чтобы её услышали в себе даже те, кто делает вид, что все это не про них.
Бланш Дюбуа появилась на свет в уже обустроенном до неё и для неё мире. Она росла уверенная, что всё вокруг твёрдо и хорошо, что мир должен дать ей счастье. Затем была «любовь», которая осветила вокруг всё, кроме того, кого она любила и за кого вышла замуж, — «любовь», оказавшаяся самовлюбленностью, отраженной от чувства так и не понятого ей человека. Она потребовала для себя от мужа всё и даже больше — и сломала его, растоптав его веру в неё и себя… Так в её мире появилась первая прореха, которую потребовалось срочно залатать подходящей заплаткой из других «поклонников». А затем смерть пришла в её дом уже совсем по-свойски. Хрипы умирающих самых близких и дорогих — вот что, оказывается, ждало её в реальности хода времени, а вовсе не розовое счастье девичьих ожиданий. Она осталась одна и не на кого было опереться… Она осталась одна и стала первой в той очереди к смерти, в которой от века стоит каждая человеческая семья… И она опять побежала в объятья первых встречных — “первых встречных”, ведь одной быть так невыносимо. Бланш Дюбуа появляется на сцене с безумной надеждой спастись и отогреться рядом с последней близкой живой душой на свете, нелепая в своей ни от кого ничего не скрывающей маскировке.
Лишь любящий простит и «не заметит» этот маскарад — в надежде, что душа «актёра» исцелится и он сможет снова стать сам собой навстречу миру. Но тот, у кого душа слепа, — оттолкнёт и добьёт… Добьет юный слепец, который убоится смерти, что почувствует за шлейфом розовых платьев гостьи. Добьёт, ещё не зная, что, тем самым, он сам себя встроит в цепь обреченных на одинокую смерть самовлюбленных существ. Она когда-то подтолкнула любящего её к самоубийству, спустя годы другой толкнул её в сумасшествие, чтобы этим шагом разрушить уже свою надежду на счастье иметь поддержку и тепло участия в шаге к неминуемой смерти. «Желанием» в пьесе назывался трамвай, на котором то ли в шутку, то ли всерьез посоветовали проехаться Бланш, прежде чем пересесть на «Трамвай «Кладбище». Пусть она заслуживает и сегодня для современных театралов сочувствия и сострадание, за благополучие и счастье Бланш отдала великую несравнимую плату, а понять и оправдать её поступки в наших силах, чтобы такая судьба привела каждого к осознанному выбору в подобной неслучайно появившейся на жизненном небосклоне ситуации.
Восхищенно аплодировали созданному на сцене театральному миру камчатские зрители. Они благодарны за художественные и эстетические решения художнику-постановщику Елене Жуковой, удивлены отточенной работе режиссёра по пластике Максима Пахомова. Не оставило равнодушными яркое воплощение образов художником по свету Алексеем Крючковым. Важную роль в спектакле сыграла помощник режиссёра Елена Наумец.
Вдохновенной актерской игрой заслужили особых похвал артисты – Светлана Дударева, Екатерина Пивинская, Дмитрий Андрюхин, Елена Сташевская, Наталья Войтюк, Владимир Заварзин, Елена Зорина, Ильдар Хазипов. На камчатской сцене появилось непревзойденное чудо настоящего искусства. Заслуга постановщиков во главе с Олегом Степановым несомненна и глубоко почитаема.
Хочется пожелать драмтеатру новых незабываемых спектаклей, дарящих праздник камчатским ценителям актёрской игры!