Как это делают на Дальнем Востоке 01.10.2021
Вадим Рутковский

Мой персональный «укол в сердце» – «Антарктида» Олега Степанова из Петропавловско-Камчатского театра драмы и комедии «На Камчатке». Я видел спектакль по той же пьесе Ульяны Гицаревой – о полярниках в 1990-е – в петербургском Театре на Литейном и, чего таить, пьесу возненавидел: за декларативными, непроизносимыми диалогами маячил раздражающий скулёж по СССР. ОК, диалоги никуда не делись и частенько резали слух и в камчатской версии, но атмосфера зачарованного ледяного острова на краю света искупила все изъяны первоисточника.

Совпали и музыкальные вкусы: в саундтреке спектакля использованы электронные пульсации Клиффа Мартинеса, неожиданно срифмовавшиеся со снежными вихрями, а лейтмотивом спектакля стала великая песня Вячеслава Бутусова «Моя звезда» (ещё и непреднамеренное напоминание о пронзительной горечи балабановского фильма Война»); в грандиозно придуманном финале, открывающем глазу простор пустого зрительного зала (зрители сидят в амфитеатре на сцене), её перепевает Павел Шмаков, круто сыгравший самого интересного героя пьесы – якутскую лайку Мишку.

У Степанова и его артистов получился не плач об исчезнувшей империи, а реквием по мечте, прощание с романтикой неизведанных земель.

«Антарктида» сложно устроена технологически, и фестивальный показ прошёл с накладками – в какой-то момент отказали три из шести мониторов на сцене. Я поймал себя на мысли, что спектакль с честью выдержал испытание техпроблемами: даже если бы отрубились все видеокрасоты, суть бы не исчезла.